1. Реформа системы управления в госсекторе – единое информационное пространство и централизация учета.- Цели и задачи реформы системы государственных финансов на 2024 год. Подходы Минфина и Федерального казначейства к решению задачи эффективного использования государственных финансов. Планы реализации реформы и достигнутые промежуточные результаты в 2024 году.
- Разработки и планы Минфина по реформе системы государственных финансов. Единая методология бухгалтерского учета и унификация требований к первичным учетным документам. Электронный документооборот. Проект Минфина «Электронный СМАРТ-контроль и учет государственных финансов для управленческих решений». Требования к единой методологии ведения бухгалтерского учета.
- Разработки и планы Федерального казначейства по реформе системы государственных финансов. Централизация функций финансово-хозяйственной деятельности как платформа для единого информационного пространства. Требования к эффективности ФХД.
- Эталонные методы централизации бухгалтерского учета. Возможности и ограничения при централизации учетных функций и передаче полномочий. Передача полномочий посредством заключения договора с ЦБ. Передача полномочий по учету в Федеральное казначейство. Понятие и применение технологической интеграции как альтернатива классической централизации (с передачей полномочий).
2. Правовые основы и требования к организации централизованной бухгалтерии. - Понятия, методы и способы централизации различных финансово-хозяйственных функций. Взаимосвязь и особенности передачи функции, полномочия и ответственности. Формы централизованной бухгалтерии. Ключевые нормативные акты по централизации учета и документооборота.
- Порядок передачи полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учёта в централизованную бухгалтерию. Принципы централизации и автоматизации учетной функции. Распределение рисков и ответственности между учреждением и ЦБ при централизации учета.
- Единая методология бюджетного (бухгалтерского) учета в учреждениях и органах власти. Критерии достоверности информации в учете и отчетности. Стандарты и нормативные акты, регламентирующие документооборот и информацию об активах и хозяйственных операциях.
- Учетная политика при централизации учета. Отличия учетной политики учреждения и учетной политики ЦБ. Анализ рекомендуемых образцов учетной политики, графика документооборота и прочих приложений к учетной политике.
- Функционал ЦБ, определённый уставом централизованной бухгалтерии. Формирование устава ЦБ и прочих правоустанавливающих документов.
3. Создание (реорганизация) централизованной бухгалтерии.- Полномочия централизованной бухгалтерии. Объем функциональных обязанностей и нормального объема труда сотрудников ЦБ. Прикладные вопросы формирования штата ЦБ на основе высвобождения штата бухгалтерских служб обслуживаемых организаций.
- Определение и формализация взаимоотношений с учредителями обслуживаемых учреждений. Особенности межведомственного и межотраслевого взаимодействия при работе ЦБ. Взаимодействие с финансовыми органами. Особенности казначейского обслуживания и сопровождения.
- Разграничение контрольных функций между централизованной бухгалтерией, обслуживаемыми учреждениями и учредителем. Формирование порядка внутреннего финансового контроля ЦБ. Особенности финансового контроля со стороны ЦБ.
- Определение правил взаимодействия между централизованной бухгалтерией и обслуживаемыми учреждениями. Риски и ответственность.
- Оформление трудовых отношений для сотрудников ЦБ. Требования федерального стандарта к выполняемой трудовой функции и квалификации работников централизованных бухгалтерий. Эффективный контракт. Повышение квалификации работников ЦБ.
4. Учетная политика централизованной бухгалтерии и порядок ее формирования.- Требования федеральных стандартов при формировании учетной политики ЦБ. Особенности требований к учетной политике ЦБ с учетом возможности обслуживания различных типов учреждений (в т.ч. различных отраслей).
- Критерии достоверности информации в бухгалтерском учете. Обязательные требования к составу учетной политики.
- Обзор ключевых позиций федеральных стандартов, рекомендуемых к включению в учетную политику ЦБ.
- Единая методология учета: единая номенклатура объектов учета, единые правила формирования инвентарных объектов. Возможность установления собственных критериев для классификации объектов учета. Возможности и ограничения учетной политики ЦБ.
- Сложные (вариативные) правила учета, подлежащие уточнению в учетной политике ЦБ. Формирование капитальных вложений, операции с нефинансовыми активами (поступление, эксплуатация и выбытие). Осуществление бюджетной и внебюджетной деятельности.
- Прочие локальные документы, устанавливающие требования к информации об активах и хозяйственных операциях. Документооборот.
- Электронный документооборот. Электронные первичные учетные документы. Особенности формирования графика документооборота для ЦБ. Алгоритм внедрения и прикладные вопросы применения ЭДО. Особенности заполнения отдельных форм электронных первичных документов.
5. Прикладные вопросы функционирования централизованной бухгалтерии.- Взаимодействие обслуживаемых организаций и ЦБ. Документооборот. Предварительный контроль за своевременным и правильным оформлением первичных документов и законность совершаемых операций. Контроль за наличием и движением имущественных, трудовых и финансовых ресурсов. Своевременное проведение расчетов с организациями и физическими лицами. Представление отчетности в налоговые организации и т.д.
- Ведение учета по группам учреждений. Ведение всех учетных процессов в единой базе данных всеми сотрудниками ЦБ. Использование единых справочников и классификаторов. Соблюдение кассовой дисциплины, законодательства о закупках, защите персональных данных.
- Учет и документальное оформление операций с нефинансовыми активами в учреждении до момента их выбытия. Ремонт, модернизация и прочие операции с нефинансовыми активами. Особенности использования забалансовых счетов для основных средств и материальных запасов.
- Списание дебиторской и кредиторской задолженности в соответствии с Федеральными стандартами.
- Резервы и отложенные обязательства. Электронная приемка. Порядок ведения учета и отражения в отчетности.
- Порядок отражения операций по исправлению ошибок текущего финансового года и ошибок прошлых лет.
- Формирование достоверной информации в бухгалтерском учете. Аудит отчетности. Сложные вопросы отдельных форм годовой отчетности.
6. Контроль финансово-хозяйственной деятельности учреждений. - Контроль финансово-хозяйственной деятельности учреждений со стороны субъекта учета. Понятия и требования финансового контроля и финансового аудита. Порядок и прикладные вопросы организации внутреннего контроля и осуществления финансового аудита.
- Контроль за деятельностью ЦБ. Наиболее часто выявляемые нарушения законодательства РФ, которые в своей деятельности допускаются ЦБ при ведении бухгалтерского учета обслуживаемых учреждений. Способы минимизации рисков искажений информации и ошибок в учете. Ответственность за правонарушения в ЦБ.
- Контроль финансово-хозяйственной деятельности учреждений со стороны ЦБ. Понятия и требования финансового контроля и финансового аудита. Порядок и прикладные вопросы организации внутреннего контроля и осуществления финансового аудита.
7. Стандартизация регламентированных требований к ФХД. Завершение долгосрочной реформы по стандартизации правил учета в организациях госсектора. Федеральные стандарты и обновление учетной политики учреждения. - Стандартизация регламентированных требований к учету финансовых и нефинансовых активов. Обновление Стандартов прошлых лет (2017-2023) и внедрение актуальных правил в учетную политику на 2024 год:
o Применение критериев актива для балансового и забалансового учета нефинансовых активов. Порядок действий учреждения при выявлении факта потери объектом признаков актива (в том числе для ОЦДИ).
o Усложнение инвентаризации в 2024 году с учетом выявления признаков актива и обесценения нефинансовых активов. Усложнение требований к актуализации информации об использовании активов учреждения для уставной деятельности (ограничения по финансированию из КФО 4 обслуживания имущества). Обязательная дополнительная аналитика при раскрытии информации по задолженности.
o Актуальные правила отражения в учете операций с нефинансовыми активами. Ремонт и модернизация. Обновленный порядок списания. Обновление правил начисления прав пользования у арендатора. Особенности учета нематериальных активов.
o Управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Списание сомнительной дебиторской задолженности.
o Завершение внедрения предметных федеральных стандартов и ожидаемые изменения правил учета в 2024 году.
- Обзор ожидаемых к внедрению Федеральных стандартов:
o СГС планов счетов для организаций госсектора: СГС «Единый план счетов бухгалтерского учета государственных финансов и Инструкция по его применению»; СГС «План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению»; СГС «План счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений и Инструкция по его применению». Методические и прикладные рекомендации по формированию рабочего плана счетов организации госсектора.
o СГС для отчетности организаций госсектора: СГС «Порядок составления и представления бюджетной отчетности организациями бюджетной сферы»; СГС «Порядок составления, представления бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений». Методические вопросы требований к бухгалтеркой(бюджетной) информации и качество (достоверность) отчетности.
- СГС «Внутренний контроль». Рекомендации по проверке качества и эффективности внутреннего контроля в учреждении в 2023 году для мягкого перехода к обновленным требованиям Минфин в 2024 году