1.Актуальный порядок планирования деятельности на период 2025-2027. Изменения Бюджетного кодекса, влияющие на деятельность учреждений и участников бюджетного процесса:
- Особенности исполнения бюджетов с 2024 года. Порядок изменения росписи и сметы (ПФХД) при потере актуальности заложенных показателей.
- Порядок заключения соглашений о финансировании. Перечень и правила осуществления межбюджетных трансфертов и иные особенности.
- Обновление требований Бюджетного кодекса к контролю деятельности участников бюджетного процесса, а также бюджетных (автономных) учреждений. Результативность для целевого финансирования (в т.ч. при выделении субсидий). Бюджетный мониторинг.
Порядок формирования и утверждения бюджетных смет:
- Актуальный порядок формирования бюджетной сметы на период 2025-2027 г. Обновление требований к обоснованиям для сметы.
- Изменения в перечень обоснований к сметным показателям, применяемые с 2024 года в соответствии с приказом Минфина от 14.06.2024 № 89н.
- Состав, порядок формирования обоснований. Формы обоснований для федеральных учреждений - приказ от 17.06.2021 № 87н.
- Методические рекомендации и прикладные вопросы заполнения плановых сметных показателей на 2025 год.
Актуальный Порядок формирования и утверждения ПФХД:
- Обзор изменений в порядках планирования, установленных Приказами Минфина России от 31.08.2018 N186н (ред. от 25.08.2022), от 17.08.2020 N 168н (ред. от 16.02.2023). Отличия и особенности планирования для учреждений разного типа и уровня бюджета (федеральных и не федеральных).
- Плановые показатели, требующие подтверждения первичными документами. Доходы и расходы по заключенным договорам. Регламент взаимодействия бухгалтерской службы и экономиста для подтверждения плановых показателей.
- Прогнозируемые показатели, требующие экономического или финансового анализа. Прогнозирование объема потребности на основе анализа факта прошлых лет, экономический анализ потребности с увязкой расходов и ожидаемого результата.
- Оценочные показатели, включаемые в плановые документы по согласованию с ГРБС. Негарантированные поступления. Резервы расходов.
- Новые инструменты планирования. Программно-целевое планирование, центры финансовой ответственности и прочие.
- Обоснование расходов учреждения в соответствии с нормами трудовых, материальных и иных ресурсов. Применение результатов раздельного учета себестоимости работ/услуг для обоснования общей потребности в увязке с выполняемыми работами/услугами.
Закупочная деятельность:
- Порядок определения потребности учреждения в закупке товаров, работ и услуг с учетом требований к экономности и результативности.
- Порядок и практика формирования обоснований показателей для различных типовых закупок товаров, работ и услуг. Обоснование закупки для услуг: коммунальных услуг, услуг связи и иных услуг. Обоснование закупки для приобретения нефинансовых активов.
- Формирование сведений о закупках. Особенности планирования закупок в ГИИС «Электронный бюджет». Предложения на закупку.
- Формирование план-графика в увязке с планом ФХД. Особенности применения план-графика для исполнения плановых расходов.
Выплаты сотрудникам. Эффективный контракт и система оплаты труда:
- Система оплаты труда в казенных, бюджетных и автономных учреждениях. Обзор нормативно-правовых актов и требований к СОТ.
- Порядок планирования расходов на выплаты сотрудникам. Особенности планирования с учетом оптимизации расходов.
- Порядок формирования обоснований расходов на выплаты сотрудникам. Особенности планирования фонда стимулирующих выплат.
2.Формирование плановых документов (бюджетной сметы и ПФХД).Порядок составления, согласования и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности. Локальные документы по планированию.
Порядок составления, согласования и утверждения бюджетной сметы. Локальные документы по планированию.
Плановые и прогнозные документы, используемые при планировании деятельности учреждения. Соглашение о выделении субсидии – особенности определения допустимых способов расходования целевых средств. Прогнозирование и планирование доходов и расходов:
- Общие правила составления Плана ФХД бюджетного (автономного) учреждения в соответствии с Приказом Минфина России от 31.08.2018 г. № 186н. Принцип «свободного планирования» при отсутствии ограничений от учредителя. Расширенное и стандартное планирование.
- Особые правила для федеральных учреждений (Приказ Минфина России от 17.08.2020 N 168н). Принцип формирования показателей и расчетных обоснований. Минимальные требования к расчетным обоснованиям и стандартизированные единицы учета ТРУ в расчетных обоснованиях.
Разграничение функций учредителя и учреждения при составлении, утверждении и изменении плана финансово-хозяйственной деятельности. Влияние ограничений учредителя на количество изменений ПФХД на работу учреждения по планированию и исполнению ПФХД.
Формирование плана финансово-хозяйственной деятельности в системе «Электронный бюджет». Проблемы планирования и варианты решения. Прикладные вопросы интеграции региональных ИС (ИС «Рамзес», ИС «ПФХД-СМАРТ» и др.) с ГИИС «Электронный бюджет».
Применение бюджетной классификации при планировании. Порядок планирования доходов по кодам подвида доходов и КВР. Применение КОСГУ в ПФХД. Прикладные вопросы применения КФО в ПФХД в целях упрощения составления отчета об исполнении ПФХД.
Нюансы планирования в 2024 г. Взаимодействие с учредителем с учетом динамично меняющихся вводных установок. Вариативность отражения показателей в плане финансово-хозяйственной деятельности в зависимости от решения учредителя.
Порядок внесения изменений в План ФХД и в расчетные обоснования; случаи, при которых можно не вносить изменения в расчетные обоснования к Плану ФХД. Увеличение финансирования по государственному заданию без увеличения объема государственного задания.
3.Регламентированные требования бухгалтерского и бюджетного учета, бюджетная классификация и документооборот в 2024. Бухгалтерская и бюджетная информация в отчетности. Критерии достоверности информации и их значение для учета хозяйственных ситуаций.
Процедуры инвентаризации и сверки взаиморасчетов для подготовки к формированию ПФХД. Решение прикладных вопросов: отражение в учете и ПФХД событий; позднее поступление документов; формирование резервов; переходящие обязательства и т.д.
Изменения в порядке применения первичных документов и регистров бухучета. Документы бухгалтерского учета и электронный документооборот:
- Первичные документы в соответствии с Приказом № 52н, утвержденным Приказом Минфин от 15.06.2020 № 103н. Обновление бланков действующих форм и унифицированных документов и методических указаний по применению отдельных форм.
- Электронный документооборот в соответствии с Приказом Минфина России от 15.04.2021 N 61н. Требование о применении электронных первичных документов. Дополнительные унифицированные формы первичных учетных документов. Осуществление централизуемых полномочий и электронный документооборот в централизованной бухгалтерии. Алгоритм перехода на ЭПУ.
Бюджетная классификация в 2024 году. КВР и коды подвидов дохода с уточнениями и пояснениями Минфин.
Обновленная классификация КОСГУ на 2025 год:
- Новые коды КОСГУ и уточнение порядка применения существующих кодов.
- Обновление классификации КОСГУ на 2025 год.
4.Внебюджетная деятельность учреждений: особенности учета и налогообложенияОпределение видов приносящей доход деятельности и порядок их включения в План ФХД учреждений.
Порядок и возможности осуществления платных услуг учреждением:
- Особенности формирования доходов, расходов и финансового результата при оказании платных услуг (работ).
- Нормирование и иные инструменты для определения стоимости платной услуги.
- Формирование себестоимости услуги, особенности раздельного учета и ограничения на включение затрат на объекты, одновременно участвующие в бюджетной и внебюджетной деятельности.
- Особенности учета и налогообложения при осуществлении внебюджетной деятельности.
Учет операций по реализации товаров и готовой продукции.
Особенности отражения доходов, расходов и определения финансового результата от сдачи в аренду имущества (применение СГС «Аренда»).
Отражение негарантированных поступлений, грантов, пожертвований, в бухгалтерском учете учреждений в соответствии с СГС «Доходы».
Порядок учета штрафных санкций, полученных в результате нарушения контрагентами договорных обязательств. Особенности влияния одностороннего зачета встречных требований при формировании информации об исполнении плановых назначений.
Порядок отражения операций по реализации имущества. Расчет и обоснование стоимости отчуждения. Внешняя/внутренняя экспертиза.
Особенности определения налоговой базы по НДС и налогу на прибыль для внебюджетной деятельности учреждений.
5.Бюджетная деятельность учреждений порядок планирования и осуществления:Принципы финансирования деятельности учреждений. Особенности отдельных источников финансирования.
Порядок расчета объема финансирования по государственному заданию. Расчет нормативной стоимости единицы услуги для различных видов деятельности. Сложные практические вопросы расчета нормативной стоимости госуслуги. Практика расчета стоимости для различных госуслуг.
Финансово-экономическое обоснование для расходов на ремонт и капитальные вложения. Сложные прикладные вопросы ремонта в 2024 году.
Порядок применения СГС «Доходы» (Приказ Минфина России от 27.02.2018 г. № 32н) при отражении в учете доходов от всех видов субсидий.
Учет доходов, расходов и финансового результата от субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.
Особенности формирования себестоимости услуг и закрытия счетов. Прикладные вопросы раздельного учета себестоимости.
Целевые субсидии учреждений: порядок отражения операций на счетах бюджетного учета доходов и расходов от целевой субсидии.
Субсидии на цели капвложений: порядок планирования и учета в учреждениях. Инструменты обособления и реклассификации капвложений
Гранты в виде субсидий – особенности получения субсидий на конкурсной основе, порядок их включения в План ФХД и отражения операций на счетах бюджетного учета.
6.Прикладные вопросы планирования и формирования расчетных обоснований.Формирование показателей ПФХД с учетом требований к плановой информации о доходах и расходах. Порядок применения правила временной определенности при кассовом методе планирования. Прикладные вопросы сверки начисленных доходов в бухгалтерском учете и плановых доходов. Особенности регламентированных требований к начислению доходов по различным видам поступлений.
Правила отражения в плане финансово-хозяйственной деятельности негарантированных поступлений. Дебиторская и кредиторская задолженность при расчете показателей ПФХД.
Порядок подготовки расчетных обоснований при планировании. Требования к расчетным обоснованиям доходов и расходов. Порядок составления таблиц расчетных обоснований. Способы и методы расчета, учетные единицы.
Планирование доходов учреждения. Порядок включения ожидаемых поступлений в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Особенности обоснования поступлений по бюджетной и внебюджетной деятельности.
Планирование расходов учреждения. Обоснование потребности – методы, способы, примеры. Центры финансовой ответственности как средство обоснования потребности в расходах. Материальный баланс услуги и способы расчета материального баланса от факта прошлых лет.
Методика и практика планирования и учета расходов учреждения. Особенности формирования себестоимости при раздельном учете.
Практика формирования расчетных обоснований по расходам. Закупочная деятельность и применяемые методы расчета стоимости.
Прочие практические нюансы планирования финансово-хозяйственной деятельности и исполнения ПФХД.
7. Порядок планирования, бухгалтерского учета и учета на счетах санкционирования.Порядок отражения хозяйственных операций учреждения в бухгалтерском учете, счетах санкционирования и плановых показателях. Общие требования к отражению типовых хозяйственных событий и операций.
Влияние Федеральных стандартов на регламентированные требования к учету доходов и расходов:
- Учет доходов, расходов и финансового результата от субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.
- Порядок учета целевых субсидий, безвозмездных поступлений, штрафов и т.д. Особенности получения субсидий на конкурсной основе.
- Особенности учета и планирования для долгосрочных договоров оказания услуг.
- Особенности учета расходов на обслуживание нематериальных активов (обновление ПО, техническое обслуживание сайта и т.д.).
Субсидии на цели капитальных вложений: порядок планирования и учета в учреждениях.
8. Отчетность об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности и порядок применения ФСБУ «Бюджетная информация в бухгалтерской отчетности».Состав бюджетной информации в отчетности. Требования и условия представления бюджетной информации в отчетности в соответствии с Приказом Минфина России от 28 февраля 2018 г. № 37н. Взаимодействие учреждений разного уровня в целях формирования отчетности.
Формирование бюджетной отчетности от отчета об исполнении ПФХД (ф. 0503737) до отчета об исполнении бюджета (ф. 0503117) . Составление консолидированных Отчетов (ф. 0503127) и Справок (ф. 0503184) ГРБС.
Порядок составления отчета об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737). Отражение в отчете нетипичных операций. Возврат дебиторской задолженности прочих лет, исполнение обязательств некассовыми операциями и др.
Особенности планирования и отчетности в рамках национальных проектов. Контрольные точки. Результаты мероприятий. Прочие нюансы отчетности, связанные с планированием.