Государственный (муниципальный) финансовый контроль в финансово-бюджетной сфере

13 сентября 2024
Оставьте заявку на обратный звонок
Наши менеджеры свяжутся с вами и подробнее расскажут о курсе

Государственный (муниципальный) финансовый контроль в финансово-бюджетной сфере

13 сентября 2024
Оставьте заявку на обратный звонок
Наши менеджеры свяжутся с вами и подробнее расскажут о курсе
О мероприятии

Государственный (муниципальный) финансовый контроль в финансово-бюджетной сфере – контрольная деятельность органов государственного (муниципального) финансового контроля. Цель контрольной деятельности – обеспечить эффективность функционирования системы госсектора посредством выявления нарушений. В настоящее время производится реформа контрольной деятельности, по результатам которой предполагается переход от последующего контроля к упреждающему контролю и внедрение новых инструментов и методов контроля.


Семинар рассматривает регламенты и практику осуществления внешнего госфинконтроля органами КСО и внутреннего госфинконтроля органами КРУ, а также поясняет возможности реализации элементов упреждающего контроля. Обеспечение эффективного функционирования системы госсектора – единая задача для внешнего и внутреннего госфинконтроля (несмотря на отличия в регламентах осуществления контрольной деятельности). Методика управления рисками, стандартные инструменты контроля и новые инструменты контроля рассматриваются и поясняются.

О мероприятии

Государственный (муниципальный) финансовый контроль в финансово-бюджетной сфере – контрольная деятельность органов государственного (муниципального) финансового контроля. Цель контрольной деятельности – обеспечить эффективность функционирования системы госсектора посредством выявления нарушений. В настоящее время производится реформа контрольной деятельности, по результатам которой предполагается переход от последующего контроля к упреждающему контролю и внедрение новых инструментов и методов контроля.


Семинар рассматривает регламенты и практику осуществления внешнего госфинконтроля органами КСО и внутреннего госфинконтроля органами КРУ, а также поясняет возможности реализации элементов упреждающего контроля. Обеспечение эффективного функционирования системы госсектора – единая задача для внешнего и внутреннего госфинконтроля (несмотря на отличия в регламентах осуществления контрольной деятельности). Методика управления рисками, стандартные инструменты контроля и новые инструменты контроля рассматриваются и поясняются.

спикер


Чикунов Всеволод Владимирович


Эксперт в областях бюджетного учета и управленческого бухгалтерского учета, финансового контроля и аудита с опытом работы более 15 лет в профессии. Преподаватель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Программа семинара:

1. Бюджетная реформа – основные направления изменений и обновленные требования к контрольным мероприятиям.
Сущность, приоритеты и принципы бюджетной реформы системы управления общественными финансами:
  • развитие риск-ориентированного подхода к осуществлению контроля – определение перечня рисков в увязке с полномочиями проверяющих, оптимизация контрольных мероприятий за счет внедрения риск-ориентированного подхода. Особенности формирования критериев существенности и оценки бюджетных рисков. Прикладные вопросы формирования программ контрольных мероприятий ВГФК
  • методические и прикладные задачи переориентация государственного (муниципального) финансового контроля на упреждающий контроль, повышение участия главных распорядителей в системе госфинконтроля. Оценка эффективности контроля, качества финансового менеджмента.
  • централизации в сферах бюджетного и учётного процессов. Новые инструменты контроля на базе информационных систем.
  • переход к унифицированным требованиям контрольной деятельности в рамках внутреннего финансового контроля (аудита).
Действующая система контроля расходования бюджетных средств. Трехуровневая система контроля и аудита в бюджетной сфере:
  • функции, полномочия и принципы осуществления деятельности органов внешнего государственного финансового контроля.
  • функции, полномочия и принципы осуществления деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля.
  • Внутренний финансовый аудит и внутренний финансовый контроль администратора бюджетных средств, ГРБС. Порядок и требования контроля учредителя за деятельностью подведомственных учреждений. Ведомственный контроль.
  • Уровни функций контроля и специфика муниципального финансового контроля (МФК) в Российской Федерации. Порядок формирования местными органами власти органов муниципального финансового контроля.
  • Обновленные требования законодательства в части классификации нарушений согласно новой методике оценки действий объекта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств и определения их последствий. Обзор значимых нововведений Приказа Минфина России от 30.11.2023 N 532.

2. Бюджетная реформа и обновление механизма внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Правовое регулирование организации и проведения государственного (муниципального) финансового контроля. Положения и изменения Бюджетного кодекса, федерального законодательства и иных НПА. Изменение методик проведения финансового аудита.

Обзор недостатков и нарушений, выявленных в ходе внутреннего и внешнего государственного (муниципального) контроля органами контроля при проведении контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в части нецелевого, неправомерного и неэффективного использования бюджетных средств: осуществление и оплата подрядным организациям за счет средств субсидий при отсутствии подтверждающих документов; недостижение установленных соглашениями значений показателей результативности использования субсидий; заключение государственных контрактов в отсутствие доведенных на эти цели лимитов бюджетных обязательств; неосновательное обогащение и прочие нарушения по официальным отчетам проверяющих.

Полномочия органов ГФК и МФК. Отличия и особенности полномочий на разном уровне контроля.

Оптимизация расходов бюджета и прикладные последствия исполнения расходов из бюджетных средств. Госпрограммы из бюджетов различного уровня. Новые понятия и требования при составлении и исполнении госпрограмм: процессные мероприятия, не стоимостные показатели ожидаемых результатов госпрограммы, дополнительные и обосновывающие материалы к госпрограмме.

Виды ответственности за нарушения в финансово-бюджетной сфере. Практика применения административной ответственности в системе предупреждения нарушений в финансово-бюджетной сфере.

3. Организация и осуществление внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Регламент и иные локальные документы исполнения государственной (муниципальной) функции по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:
  • Виды, объекты государственного (муниципального) финансового контроля, полномочия органа контроля
  • Основания и требования к оформлению функций органа ВГФК, общий порядок исполнения государственной функции контроля в увязке с типовыми полномочиями органа контроля.
  • Уточнение полномочий, функций и обязанностей субъекта ВГФК (МФК). Комплексные полномочия – ВГФК с дополнительными полномочиями ВФА. Способы и особенности передачи полномочий по финансовому контролю и финансовому аудиту.
  • Определение возможностей субъекта ВГФК (МФК) по исполнению контрольной функции в увязке со структурой органа ВГФК. Регламент внешнего взаимодействия с объектами контроля, в т.ч. регламент взаимодействия с централизованными бухгалтериями.
  • Установление способов информационного взаимодействия органа контроля и объектов контроля при исполнении ВГФК. Межведомственное информационное взаимодействие с органами исполнительной власти. Электронный документооборот. Электронные инструменты контроля.
  • Содержание, структура, особенности формирования локальных документов ГВФК. Права и обязанности субъектов и объектов контроля при осуществлении контрольной деятельности. Должностные обязанности сотрудников, осуществляющих ВГФК.

Основные предметы ГВФК в увязке с контрольными действиями:
  • Контроль за соблюдением объектами контроля бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Бюджетные риски и применение бюджетных мер принуждения. Формирование перечня бюджетных рисков.
  • Контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. Способы оценки достоверности отчетности. Типовые нарушения и сложные вопросы.
  • Контроль при санкционировании операций. Контроль закупочной деятельности и соблюдения иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд. Применение стандартов контроля для проверки закупочной деятельности. Модуль ГИС ЕИС «Риск-мониторинг». Прикладные вопросы контроля закупочной деятельности и аудит эффективности/результативности закупок;
  • Управление имуществом, в том числе соблюдение законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок контроля за использованием средств, полученных в качестве государственной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта;
  • Подтверждение полноты и достоверности отчетности о реализации государственных программ, в том числе отчетность об исполнении государственных заданий. Особенности формирования государственного задания и информации об его исполнении.
  • Нарушения, выявленные при проверках за первое полугодие 2024 Федеральным Казначейством и органами муниципального контроля.

4. Процессы, схемы и алгоритмы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
Процедуры исполнения госфинконтроля. Процессы, алгоритмы, схемы исполнения функций и внутренние документы по контролю:
  • Внутренние документы и типовые решения для оформления контрольных мероприятий. Образцы и оптимальные решения.
  • Осуществление контрольных мероприятий по основным объектам и предметам ГВФК. Алгоритмы для основных контрольных процедур.
  • Контрольные мероприятия по проверке соблюдения бюджетного законодательства. Планирование, осуществление и результаты. Практика.
  • Контрольные мероприятия по контролю закупочной деятельности в соответствии со стандартами контроля (аудита). Практика.
  • Порядок и требования к подтверждению полноты и достоверности отчетности по расходованию бюджетных средств.

5. Организация и осуществление внешнего государственного (муниципального) финансового контроля.
Полномочия КСО, формы и методы осуществления государственного(муниципального) финансового контроля на разных уровнях бюджетов.
  • Разделение полномочий КСО по формам осуществления внешнего финансового контроля. Взаимосвязанность форм внешнего контроля.
  • Деятельность КСО по организации и проведению совместных контрольных мероприятий с органами, уполномоченными на осуществление аудита, контроля, надзора, мониторинга и иных функций. Соглашения о сотрудничестве между КСО и уполномоченными органами.
  • Стандартизация деятельности КСО. Принципы и требования к контрольной деятельности КСО. Особенности целеполагания для КСО. Единые общие требования и локальные стандарты, устанавливаемые региональными КСО для муниципальных КСО.
  • Проведение финансово-экономической экспертизы проектов нормативных правовых актов
  • Подготовка годового отчета деятельности контрольно-счетной палаты. Структура годового отчета о работе КСО. Порядок организации работы по подготовке отчета, общие требования к представлению документов и материалов для формирования отчета. Порядок утверждения отчета о работе КСО.

Контроль формирования и исполнения бюджета (предварительный, текущий, последующий):
  • Муниципальный бюджет в условиях реформирования бюджетной сферы: переход от сметного финансирования к финансированию бюджетных услуг. Методики расчета нормативов финансирования для выдачи муниципального задания. Экспертиза проектов бюджета.
  • Муниципальное задание как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов. Структура задания: качественные и количественные показатели. Оценка соответствия качества фактически предоставляемой муниципальной услуги стандартам качества. Контроль за исполнением государственного (муниципального) задания. Требования отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
  • Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. Контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления годового отчета и годовой бюджетной отчетности ГАБС. Выборочный характер внешней проверки (достаточный объем выборки). Ограничения доступа к информации, в том числе к первичной документации ГАБС (способы повысить качество проверки за счет оценки надежности внутреннего контроля у ГАБС). Использование результатов внутреннего финансового аудита и иной информации для оптимизации контрольного мероприятия КСО.
Аудит эффективности в деятельности КСО. Методология и практические сложности оценки эффективности.
  • Определение и критерии оценки эффективности использования бюджетных средств. Контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета. Типовые нарушения. Сложные вопросы классификации нарушения.
  • Определение и критерии оценки эффективности управления государственным имуществом. Контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом. Типовые нарушения и классификация состава нарушения с учетом обстоятельств нарушения.
  • Контроль и оценка эффективности формирования и исполнения государственного задания.

6. Процессы, схемы и алгоритмы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля.
·Процедуры исполнения госфинконтроля. Процессы, алгоритмы, схемы исполнения функций и внутренние документы по контролю:
  • Внутренние документы и типовые решения для оформления контрольных мероприятий. Образцы и оптимальные решения.
  • Осуществление контрольных мероприятий по основным объектам и предметам госфинконтроля. Алгоритмы для контрольных процедур.
  • Контрольные мероприятия по проверке исполнения бюджета и проекта бюджета. Планирование, осуществление и результаты. Практика.
  • Контрольные мероприятия по аудиту эффективности деятельности. Особенности аудита эффективности закупок. Практика.
  • Порядок и требования к подтверждению полноты и достоверности отчетности по расходованию бюджетных средств.
Тарифы
ЛАЙТ
Участие в семинаре/вебинаре
Сертификат участника
Доступ к записи
11 000 ₽
СТАНДАРТ ПК
Участие в семинаре/вебинаре
Дистанционный курс повышения квалификации
Удостоверение о повышении квалификации
Доступ к записи
15 000 ₽
СТАНДАРТ ПП
Участие в семинаре/вебинаре
Дистанционный курс переподготовки
Диплом о профессиональной переподготовке
Доступ к записи
33 000 ₽
Заказать обратный звонок
Оставьте свои данные и куратор учебной группы свяжется с вами
Контакты
+7 (495) 287-07-54
INFO@ROSGMU.RU
Москва, улица Кондратюка, д. 3